понедельник, 10 декабря 2018 г.

Анатолий Штыров. Расчистив пыль уже прожитых лет ...


«Есть в морской разведке один тертый жизнью и битый начальством адмирал, из командиров-подводников. 

Друзья зовут его Канарисом, я считаю, что это Шерлок Холмс в морском варианте, во всяком случае, контр-адмирал Анатолий Тихонович Штыров, поседевший в разведке Тихоокеанского флота, аналитик от Бога, за его спиной самые яростные годы «холодной войны».

О таких говорят - Зубр. 

Видит не на три метра под землей, а на три мили под водой». 

Капитан 1 ранга Н.Черкашин. 

"Сейчас, на склоне жизни, я могу с чистой совестью сказать: я был слабым человеком. Но судьба толкала меня на самое трудное. 

Но я могу заявить, что для своего Отечества я сделал всё, что мог. Притом — бескорыстно.

А если кто считает, что он мог бы больше, так пусть сделает это..." 

Анатолий Штыров.

Расчистив пыль уже прожитых лет,
Храню в душе бесценную находку —
Свой звёздный час, когда на глубине
Водил свою упрямую подлодку.

Там грозного величия полна,
Гнетущая для слабых, тишина.

Пока живой, да будет жить со мной
Мой экипаж, исполненный отваги,
С которым покрестил я шар земной
На деле, под водой, не на бумаге.

Их не забуду, в памяти храня,
За то, что трусость выжгли из меня.

Мы не успели подвигов свершить,
Попасть в легенду. То — судьбы капризы.
Но там, где мы единожды прошли,
Был сонм врагов тревогою пронизан,

И может быть, всё рации стучат
Зловещие столбцы координат.

Боялся враг! Осиное гнездо
Гудело так, в эфире было тесно —
И янки, и потомки бусидо,
И новые потомки Поднебесной.

И до сих пор нет атомной чумы
Лишь потому, что там не спали мы,

Укутанные пеной с головой,
Когда стальная рыба в знобкой дрожи,
Взвывала сталь, мы панцирь ледяной
С лица сдирали с бородой и кожей,

Когда в кипенье волн гороподобном
Ждала нас бездна холодом утробным.

Мне грустно вспомнить неизбежный час,
Когда, изрезав под водой полмира,
По узкой сходне я в последний раз
Сошёл на пирс. Уже не командиром.

Но всё течёт. Усталый и больной,
Воюю вот с чернильницей штабной.

А там — друзья, которых больше нет.
Растаял след отваги незабвенной.
Они — на дне. И миллионы лет
Не тронет их теперь дыханье тлена.

Их, родине списавшей не в укор,
Американцы ищут до сих пор.

Списавшей ли? Там памятник стоит
У пирса, кособокий и щербатый.
Его слепили из бетонных плит
Солдаты гарнизонного стройбата.

Сварили рубку из листовой жести,
И сурик не жалели. Всё по чести.
Подводному отдали кораблю
Дань местные народные умельцы,

Мы жёнам их собрали по рублю,
Так на Руси сбирали погорельцам.
А бронза — та на идолов нужна.
Большой расход, великая страна!

Кто помнит, этим время вымирать,
А дети долгогривые забудут
И будут с удивлением взирать
На это доморощенное чудо.

И только первогодки из подплава
Прочтут слова чужой и грустной славы.

А нам-то что? Уж недалёк расчёт.
Дела свои, как говорят, — "на бочку".
Придёт косая, скоренько сочтёт
И влепит уж не запятую. Точку.

1976 г.

Вечер памяти к 95-летию контр-адмирала Анатолия Штырова.